int(989) икона святого стефана | Святые | Tsurganov.info




икона святого стефана


Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.


Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111


Центральная Россия (903) 743-3248

Белгород, Брянск, Владимир, Воронеж, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Обнинск, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль

Северо-Запад России (903) 743-3248

Санкт-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Выборг, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Сыктывкар, Череповец

Поволжье России (903) 743-3248

Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров (Поволжье), Набережные Челны, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары

Сибирь (903) 743-3248

Абакан, Барнаул, Бийск, Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Чита

Юг России (903) 743-3248

Анапа, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Грозный, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Назрань, Нальчик, Новороссийск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Туапсе, Черкесск, Элиста

Дальний Восток (903) 743-3248

Благовещенск (Амурская обл.), Владивосток, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск

Урал (903) 743-3248

Екатеринбург, Курган, Магнитогорск, Нижневартовск, Салехард, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск

Владивосток, Казань, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск, Орёл


Святой Сте?фан  (греч. ) — первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года.

Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов.

Память в православии — 27 декабря по (юлианскому календарю); в западной традиции — 26 декабря.

Содержание

Служение и мученичество

Согласно книге Деяний, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей» ( Деян 6:1 ) [2]. Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке. Сам Стефан, носивший греческое имя (др.-греч. «венок»), скорее всего, также происходил из диаспоры.

Как видно из Деян 6:8. деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры ( Деян 6:9 ). Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона (Деян 7:2—53) позволяет сделать предположение о том, что именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон» ( Деян 6:13 ) [3]. Речь Стефана — самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний — представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля [4]. Стефан начинает рассказ с выхода Авраама из Месопотамии и, через историю Иосифа и Моисея, доходит до строительства Соломоном Иерусалимского Храма. Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений:

  • истинный пророк и законодатель Моисей — Аарон, сделавший золотого тельца ( Деян 7:39—41 );
  • Давид, которому было запрещено строить Храм ( 2 Цар 7 ) — Соломон, построивший Храм;
  • Скиния — Храм.

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи (Ис 66:1—2. Деян 7:49—50 ), чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт» ( Деян 7:48 ). Эпитет «рукотворенный» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством. По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» ( Деян 8:1 ), начавшегося с ареста Стефана. По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея ( Деян 7:37 ) и пророков ( Деян 7:52 ), Праведника [5]. Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого [6]. стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» ( Деян 7:55—57 ).

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне (Санхедрин 6:1—4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла [7]. Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна 18:31. приводить его в исполнение без санкции римской власти.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает [8]. В Деян 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Параллели со Страстями Христовыми

Параллели между рассказами Луки [9] о Страстях Христовых и мученичестве Стефана

Евангелие от Луки


Старинная икона святой первомученик архидиакон Стефан. Россия, Центральная Россия, XIX век.

Деревянная доска, твердая, прочная, без изгиба (кипарис?), без следов от жучка.

Миниатюрная яркая и тонкая живопись маслом.

Редкий сюжет иконы, редчайший извод.

Состояние иконы близко к идеальному, это раритетная коллекционная паломническая иконка!

Икона не реставрировалась, не поновлялась!

Размер: 8.3 х 12.9 х 0.6 см.

Рассмотрите икону со всех сторон! Оригинальное профессиональное видео специально для Вас:

Старинную икону святого Стефана, написанную в необычной манере в XIX столетии и сохраненную бережно до наших дней, Вы можете не только увидеть на нашем сайте, но и вполне можете купить!

Икона святого Стефана в редчайшем иконографическом исполнении (с камнем в руке) и великолепном состоянии: это редкий коллекционный экземпляр, икона достойная как домашнего киота, так и серьезного собрания реликвий прошлых веков!

Не пропустите шанс стать обладателем раритетной иконы по доступной цене!

Небольшие паломнические иконки – не редкость на антикварном рынке. Все они несколько различаются по размеру, но уже в старину их было принято именовать «пядничные иконки», то есть иконы, высота которых равнялась приблизительно «пяди» - расстоянию между кончиками указательного и большого пальцев взрослого человека. Но в привычном современном представлении пядничная икона это икона маленькая, высота которой не превышает 9-10 сантиметров, то есть это уже не пядь, а «полупядь».

Представленная Вашему вниманию старинная икона первомученика Стефана необычна во всех отношениях. Во-первых. она несколько больше (выше) традиционной пядничной иконы, и, соответственно, немного шире, она вытянута в высоту, в то время как традиционная паломническая иконка имела почти квадратную форму.

Во-вторых. икона святой первомученик Стефан написана маслом. в то время как привычные паломнические иконы рисовались темперой.

В третьих, что очень важно, икона эта написана мастерски, сложно, в то время как обычные миниатюрные старинные деревянные иконы обычно писались «скорописью», то есть схематично, без изысков, ведь это был массовый продукт и продукт миниатюрный, тут вполне было уместно упрощение изображений в угоду потребе.

Искренне удивляет сам извод этой, безусловно, очень редкой иконы, ведь святого Стефана обычно изображали с кадилом и крестом (с Евангелием и пальмой ветвью), хотя на иконах ранних, например, 16-го века, можно было увидеть святого Стефана с камнем в руке.

Возникают и различные версии о происхождении этой прекрасной религиозной миниатюры. бережно сохраненной прежними хозяевами более ста лет.

Дело в том, что мощи святого Стефана распространились по многим странам и континентам и вполне возможно, что эта икона была освящена на частицах святых мощей. пребывавших в одном из святых мест.

Вопрос же в том – где именно могли освятить эту икону?!

Сложный вопрос рождает и несколько версий-ответов. хотя мы склонны думать, что сложный вопрос имеет простой ответ!

В России XIX века святых реликвий, связанных с первомучеником Стефаном, было несколько.

Во-первых, это большой палец правой руки. привезенный из Румынии в Киево-Печерскую Лавру в 1717 году, и который в XIX веке поместили в специально изготовленную серебряную раку весом 150 килограмм (ныне реликвия пребывает в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике).

Вторая частица мощей святого Стефана, рука (до локтя) хранится в Троице-Сергиевой Лавре .

Третий вариант также имеет право на жизнь, ведь известно, что Россия в XIX веке является искренне набожной и верующей страной, где процветает как местное, так и заграничное паломничество, а потому вариант освящения данной иконы в монастырях Афона. где хранятся небольшие частицы святого, также имеет право на жизнь!

Как уже было нами сказано, паломнические иконки обычно писали просто, тут же мы имеем дело с иконой достаточно сложной, не массовой (тем более, что образ редкий и извод тоже), а потому, возможно, икона не приобреталась в месте паломничества. а была написана на заказ и потом верующий человек совершил с ней паломничество в святое место, где и освятил!

Рассмотрите старинную икону святого Стефана.

Всмотритесь в тонко прописанный лик. в складки и узоры одежд, в то, как сложно и мастерски иконописец управляется со светом и тенью. как аккуратно и любовно он выпестовал фигуру святого, как изобразил пейзаж – траву, горы, скрытые в рассветной розоватой дымке, небо, плавно набирающее синь по мере перехода к верхней части иконы…

Красивая иконка, добрая, яркая, выразительная! И спасибо тем людям, что ее берегли столько лет для того, чтобы икона сохранилась и смогла продолжить свою жизнь и смогла продолжить историю добрых дел, совершаемых по молитве перед ней, теперь уже – в Вашем доме!

Вена и собор святого Стефана – понятия неразделимые, старинный готический собор является символом Вены и конечно, каждый турист обязательно побывает в нем, поднимется на смотровую площадку, осмотрит собор снаружи, попытается с крохотной площади охватить его взглядом и уместить на фотографии. Но увы, в соборе святого Стефана, столь почитаемого австрийцами и вообще, популярного в католической церкви, нет святых мощей первомученика!

Но они есть в других местах. например, в базилике святого Лаврентия в Риме, в часовне святого Стефана в Меце, в Испании, в городе Оссете…

Основной источник сведений о святом Стефане – это книга Деяний Апостолов. а вот в книгах Нового Завета о Стефане никаких упоминаний уже нет.

Имя святого Стефана все чаще звучит в трудах Отцов церкви начиная с шестого века.

Святой Стефан, житие его – удивительны и трагичны. Он происходил родом из диаспоры греческих евреев. Как написано в книге Деяний Апостолов, его избрали служителем (а точнее – диаконом) апостолы, с тем, чтобы Стефан поддерживал справедливость и порядок при «ежедневном раздаянии потребностей». Но он не только выполнял порученную ему, миссию, но и проповедовал слово Божие верующим в Иерусалиме. и именно за это его привлекли к суду представители синагоги.

Речь святого Стефана на суде Синедриона расценили, как хулу на святое место и существующий закон. Именно Стефан и его речь стали отправной точкой для великих и трагичных гонений на церковь и храмовый культ в Иерусалиме.

Речь Стефана на суде вызвала бурю возмущения, его не хотели слушать. затыкали уши, кричали, а апогеем всего действа стала казнь Стефана. которого вывели за пределы городской стены и забили камнями до смерти.

Сегодня не совсем понятно. стала ли смерть Стефана следствием гнева толпы, или ему все же вынесли такой приговор, но это и не так важно, ведь в любом случае это было ошибочное и жестокое решение для человека, искренне верующего во Христа.

Побиваемый камнями святой не переставал молиться за убийц, он просил Иисуса Христа принять его душу и великий плач стоял впоследствии при погребении святого: верующие с горестью похоронили его!

Через четыре века после смерти святого Стефана, его мощи были обретены в результате явления Гамалиила священнику Лукиану, указавшего их место нахождения.

Лукиан свидетельствует, что при вскрытии могилы воздух огласился райским благоуханием. а среди людей прокатилась волна многочисленных исцелений от одержимости и телесных болезней!

Мощи святого Стефана разошлись по всему миру и почитаются, как великие религиозные святыни, святые мощи и сегодня оказывают молящимся верующим людям помощь в борьбе с недугами.

В русских землях святого Стефана также почитали, как особого святого, пострадавшего за истинную веру, вот только икон с его изображением сохранилось до наших дней очень мало и каждая такая икона – источник радости верующего человека и предмет гордости собирателя древностей!

В иконописной традиции Стефан первомученик – безбородый юноша, имеющий тонкие черты лица и облаченный в стихарь, далматик и орарь.

В ранних изобразительных вариациях в руках Стефана изображали Евангелие и пальмовую ветвь, позже появились камни, лежащие на голове, плечах и в руках святого, иногда их рисовали даже обагренными кровью.

В русской иконописи чаще всего архидиакон Стефан рисуется с кадилом, данная же икона удивляет своим необычным изводом, где в левой руке святого зажат камень – орудие, от которого он принял свою смерть.

День святого Стефана отмечается 15 августа (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь), 28 сентября (обретение святых мощей), 9 января, 17 января (даты приведены по новому стилю летоисчисления).

Святому первомученику Стефану молятся об исцелении от душевных и телесных болезней, по молитве перед образом святого исцеляются бесноватые.

В русской традиции имя Стефан отождествляется с именем Степан, поэтому если Вы думаете над тем, какую икону купить и подарить мужчине или мальчику с именем Степан, то ответ готов!

Очень красивая и добрая миниатюрная старинная икона святой первомученик Стефан может стать Вашей прямо сейчас, этот удивительный образ Вы можете не только купить для своего дома, но и брать его с собой в дальние поездки, то есть эта икона может стать носимой и будет оберегать от всяческих неприятностей, исцелит, по молитве перед ней, от болезней! Святой Стефан икона – прекрасный подарок дорогому человеку или православной семье, которой нужна помощь этого святого! <p >


Стефан Первомученик

Стефан Первомученик. Начало XIII века. 96,8X63,8 см.

Стефан Первомученик. Начало XIII века.

Это единственная храмовая икона Синая, находящаяся и ныне на своем первоначальном месте. Она расположена на южной стене в монастырской капелле св. Стефана. Перед иконой, примыкающей к алтарной преграде, на утрене дня празднования святого (27 декабря) совершалась богослужение. В этой праздничной службе св. Стефан прославляется в двух своих важнейших ипостасях первомученика и архидиакона. С одной стороны, он был самым первым христианским мучеником за веру, принявшим традиционную иудейскую казнь побиением камнями (Деян. VII, 58-60). С другой — св. Стефан как «муж исполненный веры и Духа Святого» (Деян. VI, 5) был избран главным среди семи первых диаконов, поставленных апостолами для служения. Стефан явился святым родоначальником всего чина диаконов. По представлениям византийцев, он вместе с Христом и апостолами совершает на небесах божественную литургию.

На синайской иконе св. Стефан показан именно в качестве архидиакона. Нет и намека на мученическую кончину, хотя надпись по сторонам от лика гласит «Святой Стефан Первомученик». На голове юного святого изображена тонзура и особая венцеобразная прическа, которые еще в ранневизантийское время воспринимались как знак принадлежности к священству. Таким же общим одеянием всех трех степеней священства был белый стихарь, который на синайской иконе представлен несколько демонстративно — неестественно широким и длинным. Еще более необычной деталью является черная рубашка, видимая из-под стихаря у шеи и на рукаве св. Стефана. Стихарь символизировал небесную чистоту. По толкованию, приписываемому Софронию Иерусалимскому, стихарь создает образ облаченных в белое ангелов. По всей видимости, черная рубашка должна была подчеркнуть небесное происхождение стихаря архидиакона, цветовая символика которого приобретала в монастырской среде особый смысл. По утверждению византийских богословов, монахи «одеваются в черное, надеясь облечься в белое божественное одеяние славы и утешения во Господе нашем Иисусе Христе».

Наряду со стихарем в синайской иконе подчеркнута другая важнейшая отличительная особенность диакона, а именно орарь в виде белой ленты на левом плече, традиционно украшенной крестами и полосами. Возложением ораря у алтаря совершалось поставление диакона. Орарь не имел в Византии строго закрепленной символики. Исидор Пелусиот в V веке сравнивает его с полотенцем в руках Христа, омывающего ноги апостолам. В XII веке Феодор Вальсамон производит орарь от греческого глагола «видеть» и считает его указанием на обязанность диаконов наблюдать за всем в церкви. Два века спустя Симеон Солунский толкует орарь как знак славы Божией и благодати. Однако наиболее распространенным было понимание ораря как символического образа ангельского крыла: «Диаконы же, тонкими крыльями льняных орарей подобные служебным духам, по образу ангельских сил в изобилии имеют все, подаваемое для служения» (св. Герман Константинопольский).

В правой чуть согнутой руке св. Стефан держит кадило, которое отведено в сторону и, кажется, движется. Архидиакон показан участвующим в литургии и исполняющим одну из своих важнейших обязанностей — каждение в церкви и у алтаря, понимавшееся как знак «благоухания Святого Духа».

Примечательно, что при этом св. Стефан показан в пространстве некоего сада, обозначенного поземом с золотыми растениями, — сдержанное указание на небесное «райское» богослужение. Самая интересная подробность синайской иконы — большой золотой ковчег в левой руке архидиакона. Смысл этого предмета, встречающегося во многих памятниках, не вполне понятен и объясняется исследователями по-разному. Похожие ковчеги изображаются в руках ветхозаветных первосвященников, и тогда они, скорее всего, представляют собой сосуды для благовоний. Однако в руках архидиакона он, видимо, имеет другой смысл. Св. Стефан держит ковчег на специальном красном литургическом покрове с золотыми крестами, акцентирующем внимание на ковчеге и подчеркивающем его сакральный характер. Кроме большого плата под ковчег еще многозначительно подложен край ораря, во время литургии так носятся только евангелие и евхаристические сосуды.

Поэтому гораздо больше оснований думать, что ковчег изображает дарохранительницу, содержащую преждеосвященные Святые дары для причащения больных и умирающих. Согласно византийскому каноническому праву это причастие, в отсутствие священника, могло даваться диаконом, который в этот момент осуществлял высшие для своего чина священства функции. Ковчег подчеркивал непосредственное участие диакона в «служении таинств» и одновременно являлся образом всей Евхаристии. Во время литургии дарохранительницы, сделанные в символической форме Ковчега завета или храма, стояли на алтарях, воплощая идею церкви и литургии. Знаменательно, что ковчеги в руках диаконов так же иногда изображаются в виде маленькой церкви с куполом и крестом.

Монументальный характер синайской иконы св. Стефана позволяет думать, что образцом для иконописца послужили изображения святых диаконов в византийской храмовой декорации. С середины XI века они располагаются в ряду святых епископов в нижнем регистре алтарной апсиды. Образы диаконов с кадилами и дарохранительницами подчеркивали мысль об участии изображенных святых в небесной литургии, о мистической связи земной и небесной службы. Данный источник позволяет понять и сугубо литургическую интерпретацию образа Стефана Первомученика на синайской иконе.

Византийские иконы Синая.


Источники: http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=64&sid=358, http://www.ikonu.ru/imennie/catalog/?catalog=1&name=161, http://adamovka.ru/saint/?id=1889, http://kupistarinu.ru/arhiv/starinnaya-ikona-svyatoy-pervomuchenik-arhidiakon-stefan-rossiya-centralnaya-rossiya-xix-vek, http://www.vidania.ru/icony/vizantiiskie_ikony_sinaya/stefan_pervomuchenik.html

Комментарии: 1

  • 13.08.19, 03:56
    Антон
    Перезвоните мне пожалуйста 8 (953) 367-35-45 Антон.

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
икона святого стефана