int(1437) икона святого сергия | Святые | Tsurganov.info




икона святого сергия


Житие в иконе: преподобный Сергий Радонежский

Самое древнее изображение преподобного Сергия — шитый покров, выполненный в 1420-е годы, ныне находится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры. Древнейшей житийной иконой преподобного Сергия является образ с поясным изображением святого в среднике и 19 клеймами жития из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, авторство приписывается мастеру круга Дионисия, икона датируется около 1480 года или 1492 годом. Наиболее ранние житийные иконы преподобного Сергия в рост: из Успенского собора Московского Кремля рубежа XV — XVI веков и начала XVI века, предположительно из надвратной Сергиевской церкви Троице-Сергаева монастыря.

Преподобный Сергий Радонежский (около 1314 — 1392) - величайший русский святой, основатель Троице-Сергиевой лавры, «игумен земли русской» — родился в Ростове Великом в боярской семье Кирилла и Марии. В крещении получил имя Варфоломей, около 1328 года семья переехала в Радонеж. В молодые годы вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он удалился в пустынное место на гору Маковец. Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий и построил церковь в честь Святой Троицы. Старший брат Стефан не выдержал трудностей пустынножительства и перешел в Московский Богоявленский монастырь. Постепенно вокруг преподобного Сергия стали собираться иноки, искавшие его духовного руководства. После увеличения численности братии в 1354 году епископ Афанасий рукоположил Сергия и возвел его в сан игумена в городе Переславле-Залесском. По благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре введен общежительный устав. После высказанного братией недовольства строгими порядками в монастыре Сергий удалился на новое место, основав Киржачскую Благовещенскую обитель. Затем по настоянию братии и митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь. Перед Куликовской битвой к преподобному Сергию приходил за благословением князь Дмитрий Донской — эти сведения появляются в источниках XVII века, поэтому иногда оспариваются исследователями. Преподобный Сергий при жизни удостоился явления Богоматери. Его ученики и последователи основали более 40 монастырей. Мощи святого Сергия были обретены в 1422 году при строительстве каменного Троицкого собора.

Житийная иконография святого следует тексту жития, которое существует в разных редакциях. Древнейшая редакция Жития преподобного Сергия была создана его учеником Епифанием Премудрым. Во второй половине XV века текст переработал Пахомий Логофет (Серб), который также написал службу святому Сергию и Похвальное Слово. В 1640-х годах келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин составил редакцию Жития с новыми чудесами, опубликованную по повелению царя Алексея Михайловича в 1646 году. Житийные циклы вариативны. Они иллюстрируют разные редакции Жития и чудес.

Память преподобного Сергия отмечается дважды 8 октября (25 сентября по старому стилю, преставление) и 18 июля (5 июля по старому стилю, обретение мощей).

Самое древнее изображение преподобного Сергия — шитый покров, выполненный в 1420-е годы, ныне находится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры (собрание СПГИХМЗ). Древнейшей житийной иконой преподобного Сергия является образ с поясным изображением святого в среднике и 19 клеймами жития из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, авторство приписывается мастеру круга Дионисия, икона датируется около 1480 года или 1492 годом. Наиболее ранние житийные иконы преподобного Сергия в рост: из Успенского собора Московского Кремля рубежа XV — XVI веков и начала XVI века, предположительно из надвратной Сергиевской церкви Троице-Сергаева монастыря.

В рамках этого рассказа хотелось бы представить одну из ранних житийных икон преподобного Сергия, которая в настоящее время находится в собрании Музея имени Андрея Рублева. Ближайшей стилистической аналогией этой иконе является житийный образ преподобного Кирилла Белозерского круга Дионисия из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря рубежа XV — XVI веков из собрания Русского музея в Петербурге.

Икона Преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами жития из собрания музея имени Андрея Рублева происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора города Дмитрова Московской области. Исследователи (А.В. Яганов, Рузаева и другие) относят возведение каменного Успенского собора в городе Дмитрове к началу 1508 - 1511 гг. Согласно последним исследованиям, князь Юрий Иванович (второй сын Ивана III и Софии Палеолог) был основателем Успенского собора и строил его впервые, а не на месте деревянного храма, как это прежде считалось. Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева из Дмитровского краеведческого музея в 1965 году. Стиль иконы не противоречит датировке строительства каменного собора Дмитрова (1508 - 1511).

Икона преподобного Сергия — шедевр музейного собрания, поэтому неоднократно публиковалась в музейных каталогах и разных тематических изданиях. Первоначально икону датировали концом XV века и относили к мастерской Дионисия. Стиль иконы, восходя к искусству Дионисия, представляет собой дальнейшее развитие его традиций. Создателем иконы был, возможно, сын Дионисия Феодосий. К первому десятилетию XVI века Феодосии был уже зрелым мастером, принимавшим участие в росписях Рождественского собора Ферапонтова монастыря и Благовещенского собора Московского Кремля и имевшим учеников. В настоящее время неизвестны другие иконы, которые можно было бы приписать Феодосию. Иконе Сергия Радонежского близки приписываемые Феодосию миниатюры Евангелия 1507 года (РНБ). Хотя живопись личного близка Дионисиевской традиции, колорит иконы отличается большей контрастностью и насыщенностью цветов, плотными белильными разделками по жидким нижним слоям.

В среднике ростовое изображение преподобного Сергия, пропорции фигуры вытянутые. Правая рука сложена в жесте благословения, в левой — развернутый свиток с текстом, от которого сохранились несколько букв. Сохранившиеся буквы на свитке НЕ ДАЮТ возможности реконструировать текст, характерный для икон преподобного Сергия, связанный со словами завещания святого, приведенными в его житии, который перешел на иконы других преподобных: «Внимайте себе о всем братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие. » (на разных иконах существуют вариации этого текста). Преподобный Сергий облачен в красно-коричневую мантию и светлый хитон, синюю схиму с небольшими крестами. Лик святого тонкий, «идеализированный», с высоким лбом и мелкими чертами лица. Личное выполнено розоватыми охрами по светло-оливковому санкирю с легкими пробелами и подрумянкой. Поземы в среднике и клеймах темно-зеленые, горки серо-розоватые и серые с плотными белильными лещадками. В целом в колорите преобладают розовый, светло-фиолетовый, сероватый, светло-оливковый цвета с более ярким красным, белым и красновато-коричневым. Фон и поля золотые. Надписи и опушь на верхнем поле — киноварные.

Житие преподобного Сергия представлено 17 клеймами. В верхнем и нижнем ряду четкие границы между клеймами отсутствуют. Иконография некоторых клейм изменена с целью симметричного расположения сюжетов. Верхний ряд клейм представляет собой ступени духовного восхождения преподобного Сергия. Состав клейм иконы соответствует первой пахомиевской редакции жития преподобного, схемы композиций восходят к лаврской иконе круга Дионисия.

Состав клейм:

  • Рождество святого.
  • Научение грамоте (старец благословляет отрока Варфоломея). Родители и сам Варфоломей скорбели о том, что не получалось отроку научиться грамоте. Однажды отец послал Варфоломея искать жеребят, там он встретил молящегося старца, спросившего его: "Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?" Отрок сказал: "Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте". Старец помолился, потом посетил родителей святого. После этой чудесной встречи у отрока открылись духовные дарования. «После ухода старца отрок внезапно постиг всю грамоту и чудесным образом изменился: какую бы книгу он ни раскрыл — он хорошо читал и понимал ее».
  • Пострижение святого. В этом клейме святой изображен в рост, а не коленопреклоненным, как на многих других житийных иконах. Его склоненная вправо фигура соответствует склоненной влево фигуре в сцене «Поставления в диаконы».
  • Изгнание бесов молитвами святого. Обратим внимание, что в этой сцене бес уходит в расступившуюся стену (по тексту жития).
  • Поставление в диаконы.
  • Поставление в иереи (на развернутом свитке над головой святого няписан текст молитвы архиерея при поставлении в иереи).
  • Изведение источника. Братия роптала на отдаленность источника воды. По молитве святого забил родник.
  • Моление святого над умершим младенцем. В этой сцене преподобный изображен на фоне горок, соответствующих горкам в симметричном левом клейме (7). Обычно в таких сценах святой изображается в келье, где произошло чудо исцеления младенца.
  • Святой возвращает живого младенца отцу.
  • Служение Божественной литургии святым Сергием с Ангелом. Видение Божественного огня на литургии. В этом клейме совмещены два разновременных события: служение Божественной литургии преподобным Сергием и видение Божественного огня на литургии, произошедшее незадолго до преставления святого. Преподобный Сергий держит потир, из которого выходит огонь. Рядом с Сергием — редкое изображение сослужащего ангела в образе диакона с нимбом, в белом диаконском стихаре с покрывающим руку розово-красным платом на правом плече, употребляющимся во время причащения. На многих более поздних иконах известны изображения в этой сцене ангела с крыльями.
  • Явление Богородицы святому. За свою подвижническую жизнь преподобный Сергий в своей келье во время молитвы удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Иоанном. Во время этого чудесного посещения Богоматерь известила преподобного, что всегда будет покровительствовать подвизающимся в Троицкой обители и не оскудеет благодать от святого места сего. При этом явлении присутствовал ученик святого преподобный Михей, но от яркого света не мог смотреть на пришедших.
  • Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея. В обитель преподобного Сергия из Константинополя прибыли греки, посланцы Патриарха к святому. Поклонившись Преподобному, они сказали: "Вселенский Патриарх Константинопольский кир Филофей благословляет тебя," — и передали подарки Патриарха: крест, параманд и схиму — и послание. Святой спросил посланцев: "Смотрите, не к другому ли к кому вы посланы? Кто я, грешный и недостойный, чтобы мне получать дары от Святейшего Патриарха?" "Нет, отче, — ответили они, — мы не ошиблись относительно тебя, святой Сергий. Мы посланы именно к тебе". В послании сообщалось благословение Патриарха устроить общежитие в монастыре.
  • Исцеление ослепшего греческого епископа. По прошествии некоторого времени из Константинополя в царствующий град Москву приехал некий епископ. У себя дома он много слышал о святом, потому что слава о Сергии достигла самого Царьграда, но епископ не верил слухам о святом, думая про себя так: "Разве может явиться такой светильник веры в этой стране, особенно в наше последнее время?" Епископ решил побывать в обители и воочию увидеть Преподобного Сергия. Приближаясь к монастырю, он почувствовал сильный страх, а когда вошел в монастырскую ограду и взглянул на святого, то был поражен внезапной слепотой. Преподобный взял пришельца за руку и ввел в свою келлию, епископ со слезами молил святого об исцелении, исповедуя поневоле свое неверие, называя себя окаянным, сбившимся с правого пути. Незлобивый и смиренный подвижник прикоснулся к его ослепшим зеницам, и с глаз его как будто спала чешуя, и он прозрел. Епископ, прежде одержимый неверием, с твердой верой, громким голосом и во всеуслышание начал говорить, что святой Сергий — истинно Божий человек: "Сегодня Бог сподобил меня увидеть небесного человека и земного ангела".
  •  Исцеление Захарии Бороздина. Захария Бороздин - тверской вельможа — заболел и исцелился после того, как дал обет посетить обитель Сергия и с верою вкушал хлеб из монастыря. Он не выполнил своего обета и вновь заболел сильной зубной болью, не мог спать. Домочадцы приложили к его голове скуфью святого, больному стало легче, и он уснул. Во сне ему являлся Сергий и отнес его в обитель к раке с мощами, больной исцелился и перенесся домой, где проснулся здоровым.
  •   Исцеление бесноватого вельможи – редкая сцена, вероятно связанная с заказом дмитровской иконы: возможно, ее заказчиком был Дмитровский князь Юрий Иоаннович, особо почитающий преподобного Сергия. В известных житийных иконах преподобного Сергия такое клеймо не встречается. В житийном цикле 1463 года в росписях Сергиевской церкви Новгородского кремля сцена исцеления бесноватого на северной стене храма в соответствии с текстом Жития: преподобный выходит из церкви (слева в палате дверной проем), неся в руке крест; бесноватый отклонился от него (согласно житию «отскочил», когда святой знаменовал его крестом). Обращенная к бесноватому двуперстно благословляющая рука преподобного Сергия с крестом выделена на фоне светлой стены и расположена точно по центральной оси иконы. Сцена занимает важное место в центре нижнего ряда клейм среди других исцелений, отвечая по смыслу верхнему клейму - «Изгнание беса» - и подчеркивая один из главных подвигов монашеского делания преподобного Сергия — «брань против духов злобы поднебесных».
  • Погребение святого (на книге надпись — молитва святого Василия Великого шестого часа).
  •  Исцеление слепого у гроба святого. Один человек, странник, был одержим слепотой, так что его водили, а он просил милостыню. Семь лет он ничего не видел и вот услышал о том, какие чудеса совершает святой у своего гроба. Привели его в обитель Преподобного, а в это время был праздник — Сошествие Святого Духа, и собралось много народу; слепой стоял возле церкви, поводырь же его отошел за какой-то надобностью, и он, слыша пение церковное, плакал о том, что нет поводыря и он не может войти в церковь и поклониться гробу святого. И вот скорый в помощи и всегда готовый нас услышать святой Сергий явился ему в образе странника и, взяв его за руку, привел к раке. И как только слепой коснулся рукой раки святого — тотчас прозрел. Он увидел всех, узнал знакомые лица и громким голосом воздал благодарение святому за свое прозрение. Множество людей, бывших при этом, возрадовались о происшедшем чуде, прославили Бога и проповедовали повсюду о чудесах святого Сергия. Исцелившийся же пребывал неотступно в обители святого, работая на братию.

Наталия Николаевна Чугреева, исследователь иконы в музее, отмечает «не только высочайший художественный уровень иконы преподобного Сергия, но и уникальность ее иконографической программы, связанной с противостоянием Русской Церкви антитринитарной ереси жидовствующих. Пребывание и работы Феодосия в Иосифо-Волоколамском монастыре, особая духовная связь Феодосия с преподобным Иосифом Волоцким, почитание преподобного Иосифа Дмитровским князем Юрием Иоанновичем дают возможность говорить о непосредственном влиянии святого Иосифа Волоцкого на создание житийного образа. Таким образом, написанная около 1510 года икона явилась отражением событий этого времени, подчеркивая важнейшее значение преподобного Сергия Радонежского — «служителя Святой Троицы» - для духовной жизни Руси начала XVI столетия».

Известно, что князь Юрий Иоаннович (заказчик иконы) почитал преподобного Иосифа Волоцкого, «как отца родимого», святой помог ему примириться с родным братом Василием III Иоанновичем. Два послания Иосифа Волоцкого обращены к князю Юрию.

По мнению Наталии Николаевны, выделение клейм с изображением изгнания бесов выражало мысль о борьбе Церкви с распространением в последней четверти XV — начале XVI столетия ереси жидовствующих, отрицавших Святую Троицу, божественную природу и Воскресение Христа, церковные таинства и иконопочитание. Преподобный Иосиф Волоцкий часто сравнивал еретиков с бесноватыми. Ересь жидоствующих была осуждена на соборах 1490 и 1504 годов, на последнем соборе главным обличителем был преподобный Иосиф Волоцкий, собор принял решение внести анафему еретикам в Чин Торжества Православия.

Из Волоколамского патерика известно, что Феодосии был духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого, в монастыре его поминали. В этот монастырь он вложил иконы преподобного Андрея Рублева. В Синодике монастыря под 1503 годом сказано: «Феодосия Иконника, Дионисиева сына, по его смерти написати в повседневное поминание. Да не выгладите доколе монастырь Пречистые стоить. А за то Феодосей церковь подписывал, и купил деревню Судниково у монастыря. А дал на ней 20 рублев, да монастырю дал. Да дал иконы Андреева письма Рублева, а цена им 20 рублев».

В Послании Б.В.Кутузову (около 1511 года) преподобный Иосиф Волоцкий пишет: «Да поставил у меня Феодосии Иконник иконы Ондреева письма». Одно из событий в Житии преподобного Иосифа - чудо о Младенце Христе, связаное с историей о неистинно покаявшемся новгородском еретике-священнике, вылившим Святые Дары из потира в горящую печь, - записано со слов Феодосия, сына живописца Дионисия мудраго».


Икона

Икона — это книга о вере

Слово икона – греческое, и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой об исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». (Подробнее об истории Нерукотворного образа .)

***

Икона — это образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Икона рассчитана только на молящегося перед ней верующего христианина, ее назначение — содействовать молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное. Языком линий и красок икона раскрывает учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

В иконе церковь хочет выразить свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной, духовный опыт отцов и учителей Вселенской Церкви.

Мир не видит святых, как слепой не видит света. Видение же Церкви тем и отличается от обычного, мирского, что в видимом всеми, она видит невидимое; во временном потоке жизни она видит струю вечности. И именно то, что ускользает от обычного зрения, Церковь показывает в иконописном образе.

Но как можно выразить невыразимое, показать святость, благодать? Ясно, что для этого нет никаких человеческих средств. Поэтому церковное искусство, веками вырабатывавшее свой образ, дает в нем лишь намек, некое подобие, символическое обозначение невидимого; дает особыми формами, особыми красками и линиями, особым, единственным, только Церковью усвоенным языком такое изображение, которое при глубоком, внимательном подходе к нему оказывается совершенно соответствующим тому состоянию, которое святыми отцами описано словесно. Явно, что такой образ не может быть написан как угодно и чем угодно. Очевидно, что здесь не может быть ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного http://ukrspecavtomat.com.ua/products/rele-potoka-s-indikatorom-rpi/  . Язык иконы вырабатывался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви.

Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Эта незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых как конструктивных форм самого образа, так и средств его выражения. Таковыми и являются традиции иконописания.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости — значение икон гораздо глубже. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты — Богу.

Нашим далеким предкам, жившим во времена расцвета иконописи в допетровской Руси, был вполне доступен язык иконы, поскольку язык этот понятен для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и участвующих в таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами академического письма – по сути картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, пришедший в Россию с католического Запада, получил особенное развитие в послепетровское время, в Синодальный период истории Русской Православной Церкви.

И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

Но при этом нередко возникает вопрос: а зачем же тогда необходимо придерживаться древних правил иконописного изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности – и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? Может быть, древние иконописцы просто не имели элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквях и дома вместо икон добротно написанные картины?

Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения – картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.


Икона Святого преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский, игумен

В переводе с латинского, имя Сергий означает — «высокий, высокочтимый».

Молитва Святому преподобному Сергию Радонежскому защитит Вас от любых жизненных проблем. Cвятого просят защитить детей от неудач в учебе, о помощи в обретении смирения и укрощении гордыни.

Обращение к иконе преподобного Сергия помогает в судебных делах и он защитит Вас от судебных ошибок.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Сергие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Дни памяти: 20 июля

Преподобный Сергий Радонежский (икона в деревянной раме)


Икона cвятого преподобного Сергия Радонежского

Деревянная доска 31х27 см, левкас, темпера, золочение нимба.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 25 сентября (8 октября) в день преставления.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 5 июля (18 июля) в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 23 мая (5 июня) - вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 6 июля (19 июля) - вместе с Собором Радонежских святых

Молитвенная традиция: Cвятого преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению. Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

К молитвам преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого преподобного Сергия Радонежского можно прибегать в любой беде и в любом затруднении.

Также святого преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.

Читайте далее:

  • О Соборе Радонежских святых.
  • О явлении Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворцу.
  • Иконография святого преподобного Сергия Радонежского.
  • Молитвы преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу.
  • Тропарь преподобным Сергию и Никону Радонежским.
  • Величание явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.

О Соборе Радонежских святых

Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который, кроме преподобного Сергия Радонежского, входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители, сложился на протяжении XIV-XX веков.

Собор Радонежских святых был установлен в середине XVII века. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был составлен и напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Написание иконы Собора Радонежских святых также относится к тому же времени.

Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета. В 1843 году наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение лавры — Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия Радонежского 5 июля (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба преподобным отцам нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании».

Напомним, обретение мощей преподобного Сергия Радонежского совершилось 5 июля (18 июля по новому стилю) 1422 г. при преподобном игумене Никоне во время строительства нового храма во имя живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года. Перед началом строительства преподобный Сергий Радонежский явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот когда рыли рвы для фундамента собора, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного Сергия Радонежского были невредимыми, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении народа, в присутствии сына Дмитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Дмитриевича, святые мощи преподобного Сергия Радонежского были изнесены из земли. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где они пребывают доныне.

11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь Обретения мощей преподобного Сергия Радонежского — 19 июля.

19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.

Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий пред иконой Божией Матери пел акафист и, взирая на Ее икону, так Ей молился: “О Пречистая Мати Христа моего, Заступница и Крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся о нас недостойных Сыну Твоему и Богу нашему! Умоли Его, да призрит на святую обитель сию, собранную в похвалу и честь святому имени Его во веки. Тебя, Матерь Сладкого мне Христа, Молитвенницу, призываю, многое дерзновение к Нему стяжавшую, как общее всем упокоение и пристанище”. Совершив обычное правило, сел он немного отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, по имени Михею: “Бодрствуй, чадо, ибо мы будем иметь чудное посещение”. Едва произнес он эти слова, как услышан был глас: “Пречистая грядет”. Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно осиял его великий свет, паче солнечного: он увидел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном, в неизреченной славе блистающую. Не в силах будучи вынести чудного света, преподобный Сергий пал на землю, но Преблагословенная Матерь прикоснулась к нему и одушевила его благодатным словом: “Не бойся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышала твою молитву. Не скорби более об учениках своих и о месте сем. Молитва твоя услышана: отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только во дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу не отступна буду от обители твоей, неоскудно подавая ей все потребное и покрывая ее в нуждах”. Сказав сие, Пресвятая Богородица стала невидима. Преподобный Сергий оставался в некоем неизреченном восхищении и, едва мало-помалу пришед в себя, нашел ученика своего, от страха лежащего, как мертвый, и поднял его. Михей, бросившись к ногам старца, вопрошал: “Скажи мне отче, что было за чудесное сие видение? Ибо душа моя от ужаса едва не разрешилась от тела!” Но преподобный Сергий не мог еще говорить от движения духа; только лицо его светилось радостью. “Погоди немного, — сказал он ученику своему, — доколе успокоится дух мой от чудного видения”. По кратком времени приказал он призвать двух благоговейных мужей из братии, Исаакия и Симона, и возвестил им общую радость и надежду. Все вместе совершили они молебное пение Богоматери. Преподобный же Сергий всю ночь провел без сна, внимая умом божественному видению, размышляя о милости небесной.

Это явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию, бывшее в 1385 году, в пятницу рождественского поста, изображено на особенной иконе, которая устроена из верхней гробовой доски преподобного, как свидетельствует о том надпись на задней стороне иконы. Икона эта складная. На средней доске изображено явление Богоматери с двумя апостолами; на боковых досках изображены: на одной преподобный Сергий, а на другой преподобный Никон.

В 1446 году великий князь Василий Васильевич, будучи захвачен в Сергиевой лавре войсками Димитрия Шемяки и князем Иваном Можайским, заперся в храме Святой Троицы. Услышав, что его ищут, он отпер южные двери, взял икону, явление Божией Матери с апостолами преподобному Сергию, и встретил князя Ивана в дверях церковных, говоря: “Брат! Мы целовали животворящий крест и сию икону, чтобы нам не мыслить зла друг на друга”. Князь Иван дал обещание не делать ему зла. Тогда великий князь поставил икону на прежнее место.

Царь Алексей Михайлович брал сию икону в польский поход в 1657 году и по возвращении в 1659 году исповедал свою благодарность, приказав написать на самом образе, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению святых чудотворцев Сергия и Никона Бог даровал ему победу над королем польским и предал в его руки Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году сей образ был послан в стан русский к графу Шереметеву и находился во всех походах войны с Карлом XII, королем шведским.

В честь явления Божией Матери преподобному Сергию устроен храм в 1732 году в Сергиевой лавре. В память сего чудесного и радостного для обители явления совершается каждую субботу молебное пение пред сею иконою на том самом месте, где оно было.

В 1812 году митрополитом Платоном послан образ был императору Александру I и вручен московскому ополчению. По изгнании врагов из России образ возвращен на место.

Празднество иконе установлено 24 августа (по ст. стилю).

Иконография святого преподобного Сергия Радонежского

Святого Сергия Радонежского изображают в соотвествии с каноном для преподобных. "Святитель, сед, риза крестчатая, налево иноки в черных клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый", - говорится о преподобном Сергии Радонежском в Лицевых святцах ХVII века. Никольского единоверческого монастыря в Москве. Иконописный подлинник. - М. 1997.

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, не-дугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, бла-годелающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержи-

телева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благо-утробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь пред-стоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва четвертая преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо бла-гопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобным Сергию и Никону, Радонежским

Тропарь, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, Тройческим светом озаряете сердца верных, сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, вся бо демонския скверны отгнавше отсюду вашими чистыми учении и делы, добре упасосте стадо, собранное вами, но и ныне молим вас: посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице, Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога да спасет души наша.

Тропарь явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4

В преславнем явлении Твоем, Дево Богородице, припаде к стопам Твоим преподобный авва Сергий и мольбу о святей обители изрядно сотвори, да Твоим Матерним ко Христу предстательством усердно присно ходатайствуеши о всех под священный покров Твой прибегающих, просящи нам оставления грехов и велия милости.

Величание явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим явление Твое, имже точиши обетование покрывати присно место сие.


иконы святых покровителей

Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа.

Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.

Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского. Спиридона Тримифунтского. Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.

Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена. княгиня Ольга. благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.

Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона. или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана. Кира и Иоанна.

Иконы святых покровителей. их лики, удивительные, светлые сопровождают духовную и мирскую жизнь каждого православного христианина. И когда нам необходима высочайшая помощь самого Господа, а нам кажется, что молитва наша не полна или не сильна, за молитвенной помощью и заступничеством мы обращаемся к ним и, стоя перед иконами святых – покровителей целителей, мучеников, равноапостольных и преподобных, просим их донести моления наши до самого Его Престола.


Источники: http://pravoslavie.fm/articles/1431/, http://ankovo.cerkov.ru/ikona/, http://iconochka.com.ua/shop/sergiy, http://www.iconworld.ru/products/112, http://iconkuznetsov.ru/?sid=358&did=83
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
икона святого сергия