int(1455) икона святого сергея | Святые | Tsurganov.info




икона святого сергея


Сергий Радонежский

Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца.

Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове. от благоверных родителей Кирилла и Марии. Избрал же его Бог на Свое служение еще от утробы матери. Ибо она пошла, будучи беременной, как обычно, в церковь на святую литургию, и когда начали читать Святое Евангелие, вскричал младенец во чреве, и все стоящие около нее услышали крик. Также и во время Херувимской песни вторично он вскричал. А когда священник возгласил: «Святая Святым»,— в третий раз голос младенца послышался из утробы матери. И все уразумели, что будет он великим светильником миру и явится служителем Святой Троицы.

Икона преподобного Сергия Радонежского в храме Живоначальной Троицы в Листах города Москвы.

В Тульской области на Красном холме Куликова поля стоит храм Сергия Радонежского.

Когда же ему исполнилось семь лет, отдан был в учение, но плохо учился, отличаясь плохой памятью. И хотя прилежно обучали его учителя, он мало успевал. Это же происходило по смотрению Божию, чтобы потом от Духа Божия, а не от людей, дано было отроку разумение книжное. Возлюбив от юности безмолвие, как-то бродил он в дубраве в безлюдных местах. Увидел же некоего инока, или, точнее, ангела в образе иноческом, от Бога посланного. Стоял он в дубраве и молился. Отрок приблизился к нему и, низко поклонившись, стоял, ожидая окончания молитвы. Инок же спросил: «Чего хочешь, чадо?» Отвечал же отрок: «Отец, отдали меня учиться читать, и никак не могу уразуметь ничего из того, чему учит меня учитель мой. И из-за этого скорблю и не знаю, что мне делать. Но молю твою честную святыню, помолись ко Господу обо мне, чтобы вразумил Он меня святыми твоими молитвами».

Икона «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской », написанная священником Сергеем Симаковым в XX в.

Инок же, сотворив молитву, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». С этого времени блаженный отрок, подобно плодоносной земле, напоенной дождем, приняв благословение от святого того инока, но скорее всего от ангела, изучал книжные премудрости без труда. Бог отверз ему разум, чтобы познать Писание. И рос отрок, возрастая разумом и добродетелями: любил пост и воздержание, от детских обычных игр уклонялся, прилежал же чтению Божественных книг, учась той премудрости, начало которой страх Господень. И так, от силы в силу возрастая, вырос мужем совершенным.

Икона преподобного Сергия из Богоявленского собора Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.

Родители его переселились из прежденареченного города Ростова в место, называемое Радонеж, не то чтобы место это было славно или знаменито, но так Бог благоизволил—да прославит угодника Своего на этом месте, о нем же расскажу вам. Переселились туда родители блаженного, а вскоре переселились и от жизни этой в места светлые и прохладные, оставив все наследство свое наследнику Варфоломею. Он же, смерть родителей своих видя, размышлял, так говоря: «И я человек смертный, и всякий умрет, как умерли родители мои». Так благоразумный отрок, рассудив о краткой нашей жизни, раздал оставшееся после родителей наследство, не оставив себе даже на пропитание, поскольку уповал на Бога, дающего пищу алчущим. После этого ушел в пустыню и срубил там хижину и пребывал в ней, подвизаясь и молясь Богу непрестанно. Спустя некоторое время пришел к нему некий священноинок, по имени Митрофан, и от него блаженный Варфоломей принял иноческий постриг. Исполнилось ему тогда двадцать три года, и было наречено имя ему Сергий.

Пробыл же тот священноинок с Сергием несколько дней, а уходя, сказал: «Чадо, я ухожу, тебя же предаю в руки Божий». И прорек: Распространит Бог на месте этом обитель заликую и преславную!» Помолившись же, упгел, а святой Сергий остался на этом месте. И трудился, плоть свою умерщвляя бдением, постом и многоразличными трудами. Во время зимнее расседалась земля от мороза, он же только в легкой одежде переносил холода, слозно бесплотный. Не потерпели же бесы таких его подвигов, пытались согнать с этого места, представая перед ним иногда в виде зверей, иногда в виде змей. Пугали святого, устремлясь на него со свирепостью. Он же молитвою, словно оружием, прогонял их и страхования ах, словно паутину, раздирал своим великодушием.

Икона «Русские святые преподобный Антоний Печерский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Феодосий Печерский, святитель Алексий, митрополит Московский. святитель Стефан Великопермский, святитель Петр, митрополит Московский». Художник В.М. Васнецов. Роспись в алтаре Владимирского собора г.Киева.

Однажды ночью полк бесовский напал на него, словно некое воинство, и с великою яростью вопили: «Уходи отсюда, уходи, да не умрешь злою смертью!» И когда кричали, сильное пламя исходило из их уст. Он же, молитвою вооружившись, прогнал бесовское полчище и пребывал без боязни, поя и славя Бога. Слава о нем начала распространяться повсюду, и стекались к нему ради спасения люди из окрестных городов. Иные хотели жить рядом с ним, чтобы наставлял их на путь спасения. Он же любезно принимал приходящих к нему. И выстроил сначала небольшую перковь, которая повелением архиерея Феогноста была освящена во имя Святой Троицы. Также и монастырь честной воздвиг, который и доныне стоит благодатию Христовой. Будучи умоляем братиею, принял он священство от епископа Афанасия и хорошо пас вверенное ему словесное стадо, наставляя его на пажитях духовных, волков же мысленных молитвою прогоняя.

Прошло немного времени, и восстал диавол, не терпя тех обид, которые приходилось ему переносить от святого. Превратившись в змею, вполз в келью его, и наполнилась келия змеями. Святой же быстро встал на молитву, и все бесы с мечтаниями своими исчезли, словно дым. С того времени даровал ему Бог власть над нечистыми духами, а они не дерзали даже приблизиться к нему. Распространялась же слава о нем повсюду, и многие со всех сторон приходили к нему. Пришел же архимандрит Симон из Смоленска и принес многие богатства и отдал их в руки святого, чтобы воздвигнуть большую церковь, сам же себя отдал в полное подчинение святому.

Чтимый образ прп. Сергия Радонежского. Икона написана на крышке раки от его мощей. Покровский храм Высоцкого монастыря. Из книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь.

И с помощью Божией преподобный Сергий вскоре на те деньги большую церковь построил и монастырь расширил. И жили они, словно ангелы на небе, с братиями, днем и ночью прославляя Бога. Случилось же как-то в монастыре оскудение запасов пищи, и пребывали братья в скорби великой, не вкушая ничего в течение трех дней. Устав же преподобного гласил: да не исходят иноки из монастыря, чтобы просить у мирян хлеба, но возлагают надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просят все необходимое. Но тогда еще не был введен общежительный устав в монастыре.

Мозаичная икона преподобного Сергия Радонежского. Данилов монастырь в Москве.

Братья же, страдая от голода, начали роптать на святого, говоря: «Доколе будешь возбранять нам ходить в мир и просить подаяние? Потерпим еще эту ночь, а завтра уйдем отсюда, чтобы не умереть нам с голода». Святой же утешал их, рассказывая о жизни святых отцов. О том, как они многие скорби, голод, и жажду, и наготу ради Господа претерпевали. А напомнил им слова Христа: «Посмотрите на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, ни в житницы не собирают, но Отец Небесный питает их. Если же Он птиц питает, неужели нас не может прокормить? и Необходимо потерпеть, а мы нетерпеливы. Не хотим претерпеть небольшого искушения, приключившегося с нами. Если бы с благодарностью приняли его, то великую пользу принесло оно вам. Ведь золото обязательно огнем испытывается».

И добавил: «Сегодня ненадолго претерпели оскудение, завтра же настанет преизобилование всех благ». И сбылось то, что он предрек,— наутро в монастырь принесли множество свежеиспеченных хлебов, и много рыбы, и множество других приготовленных блюд от какого-то незнакомого человека. Сказали же принесшие все это: «Это христолюбец прислал авве Сергию и живущим с ним братиям». Умоляли же братья принесших, чтобы вкусили с ними пищи. Они же не захотели, сказав, что велено им поскорее возвратиться, и поспешно покинули обитель. Братия же, видя множество принесенной пищи, уразумели, что это — знак посещения Божьего, и сотворили молитву, благодаря Бога. Хватило же братии пищи той на много дней, и говорил им преподобный: «Смотрите, братья, и удивляйтесь, как подает Бог тем, кто терпит. Он не забудет убогих Своих до конца, и никогда не презрит этого святого места и живущих в нем рабов Своих, служащих Ему день и ночь». Воспомянуть подобает еще и это — как преподобный отец наш Сергий в самом начале своей жизни в пустыне выбрал место безводное и, чтобы потрудиться, издалека носил воду, утруждая тело. Когда же, по изволению Божию, умножилось число братии и возник монастырь, обнаружилась великая надобность в воде, которую с большим трудом приходилось носить издалека. И из-за этого роптали некоторые братья на святого, говоря: «Зачем, не подумав, выбрал это место? Зачем здесь, а не близ воды, устроил обитель?» Святой же отвечал: «Я, братья, один хотел на этом месте безмолвствовать, а поскольку благоизволил Бог такой обители возникнуть, то Он силен и воду неоскудно нам подать.

Только не изнемогайте, но молитесь с верою. Если Он людям непокорным источил воду из камня в пустыне, то конечно же вас, трудящихся ради Него, не презрит». После этого, тайно взяв одного брата, пошел в чащу, что близ монастыря—не было же никогда в этой чаще ручья — как свидетельствовали старые люди. Святой же, найдя во рву немного дождевой воды, приклонил колени и помолился прилежно Богу. И внезапно великий источник пробился, который и доныне всем известен. И черпают из него воду на всякую монастырскую потребу. Многие же исцеления случаются от этой воды с теми, кто с верою ее почерпывает.

Творил же преподобный отец наш Сергий и иные различные чудеса: такую принял от Бога силу чудотворения, что даже мертвого воскресил. У некоего человека, преданного обители, был сын единородный, одержимый болезнью. И он принес его к преподобному, чтобы тот его исцелил. Отрок же по пути умер, и рыдал безутешно отец над ним. Преподобный же Сергий, видя рыдания этого человека, умилосердствовался и помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу. И возвратился человек с радостию в дом свой с живым и здоровым сыном. Приходили же к нему одержимые духом нечистым, но, еще не доходя до святого, бывали изгоняемы из них нечистые духи. И прокаженные очищались и слепые прозревали.

И прямо скажу: все, кто различными недугами одержимы бывали и с верою к святому приходили, не только телесное здоровье, но и пользу душевную обретали. И с двойным исцелением в дома свои возвращались. И все почитали и славили преподобного Сергия. И многие, желая увидеть честное лицо его и желая насладиться сладкой беседою его, из различных городов и стран стекались к нему. И многие иноки оставляли монастыри свои и к нему приходили, желая жить вместе с ним и получать наставления от него. Князья же и бояре и простые люди с усердием стремились к блаженному отцу: все его весьма почитали, словно одного из древних отцов или как одного из пророков.

Некий же поселянин, земледелец из дальней стороны, услышав о святом Сергии, пожелал увидеть его. И пришел в обитель преподобного и расспрашивал, как увидеть его. Случилось же тогда преподобному копать землю на огороде.

Сказали об этом поселянину. Пошел поселянин к огороду и, увидев святого в худой одежде, разодранной и много раз заплатанной, копающего землю, решил, что пославшие решили над ним посмеяться. Он надеялся увидеть святого в великой славе. И, возвратившись в монастырь, снова начал расспрашивать: «Где святой Сергий? Покажите мне его, ведь я издалека пришел, чтобы повидать его». Они же отвечали: «Воистину тот самый, кого ты хотел увидеть». Вскоре подошел святой, но увидел его поселянин и возгнушался, отвернулся и не хотел даже взглянуть на блаженного. Сам же в себе поносил его: «Сколько трудов предпринял я впустую! Пришел, чтобы увидеть великого пророка, о котором столько слышал. Надеялся увидеть его в великой чести и славе, и вот вижу какого-то нищего и нечестного старца».

Святой же, уразумев эти помышления, стал благодарить его, ибо как гордый о похвалах и почитании, так смиренномудрый о бесчестии и уничижении своем радуется. И, пригласив поселянина с собою, поставил перед ним еду и стал угощать его. И сказал ему: «Не скорби, а того, кого хочешь, вскоре увидишь». Только он эти слова произнес, как примчался вестник, возвещая о прибытии в монастырь великого князя. И встав, святой отправился навстречу князю, который приехал со множеством своих слуг. Увидев же святого, князь поспешил к нему и, поклонившись до земли, попросил благословения у преподобного. Он же благословил его и ввел в обитель с подобающей честью. И сев, оба, и князь и старец, беседовали, остальные же все стояли. А этот поселянин слугами был отогнан подальше, и старца, которым гнушался, старался издалека, приникнув, увидеть и не мог. Спросил же шепотом одного из предстоящих: «Господин, кто этот старец, который сидит с князем?» И ответил ему тот: «Святой Сергий».

Начал же поселянин поносить и укорять сам себя: «Как это я ослеп и не поверил тем, кто указывал мне отца святого? Как не воздал ему достойных почестей? Заслуженно называют нас поселянами и невеждами! Как явлюсь теперь стыдом одержимый перед лицом святого?» Когда же покинул князь обитель, поселянин прибежал к преподобному и, стыдясь взглянуть на него, припал к ногам, прося прощения, поскольку от неразумия согрешил. Святой же любезно утешал его, говоря: «Не скорби, чадо, только ты один истинно познал меня, не найдя ничего особенного. Прочие же все соблазнились, называя меня великим». Из этого случая явно, насколько смиренным был преподобный отец Сергий, поскольку гнушающегося им земледельца больше возлюбил, нежели ту честь, которая оказана была ему князем.

Как-то блаженный, по обычаю, глубоким вечером стоял на молитве и прилежно о учениках своих Богу молился и вдруг услышал голос: «Сергий!» Он же удивился тому, что кто-то ночью зовет его. Прочел молитву и отворил оконце келий, надеясь увидеть того, кто позвал его. И увидел свет великий, сияющий с небес, так что ночь стала ярче светлого дня. Услышал же он голос вторично, зовущий: «Сергий! Ты молишься о чадах твоих—услышано моление твое! Посмотри же, сколько иноков во имя Святой Троицы собирается в твою обитель». Святой же посмотрел и увидел множество прекрасных птиц, не только в монастыре, но и вокруг монастыря сидящих и поющих песни ангельские, несказанной сладости.

И вновь услышал голос: «Так же, как ты видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих, и после твоей смерти обитель не оскудеет. И так чудесно и различно будут они украшены добродетелями, во всем желая следовать тебе». Святой же удивлялся чудесному тому видению. Желая же иметь общника и свидетеля этого видения, позвал прежде упомянутого Симона, а тот находился неподалеку. Симон же, удивившись необычному призыву старца, быстро прибежал к нему, но не сподобился всего видеть. Только часть того небесного света узрел. Рассказал же ему святой все, что видел и слышал, и радовались, вместе прославляя Бога.

Как-то пришли греки из Константинополя, присланные ко святому от святейшего патриарха Филофея. Принесли от патриарха благословение и дары: крест, параман, и схиму, и послание. В нем же было начертано: «Милостию Божией архиепископ Константина града, вселенский патриарх Кир-Филофей, о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Сергию. Благодать, мир и наше благословение да будет с вами. Слышали о весьма добродетельном житии вашем в Боге, и похвалы вознесли и прославили Бога. Однако вершина еще не достигнута — поскольку нет у вас общежития. Но знаешь, преподобный, что и сам Богоотец, пророк Давид, который все познал, ничего так не хвалил: «То, что добро, то, что прекрасно, так это жить братиям вместе». Поэтому и мы совет благой даем вам, чтобы вы ввели общежитие, и милость Бога и наше благословение да будет с вами».

Это патриаршее послание преподобный принял и отправился к преосвященному всея России блаженному митрополиту Алексию и, показав ему послание, спросил: «Как ты повелеваешь, святой владыко?» Митрополит же отвечал старцу: «Ты, преподобный, стольких благ сподобился, ибо прославляет Бог прославляющих Его, что даже до дальних стран достиг слух о тебе и о житии твоем. Поскольку так великий вселенский патриарх советует тебе, то и мы советуем это же и хвалим».

И с этого времени преподобный Сергий ввел общежительный устав в своей обители, повелев твердо соблюдать его. Ничего для себя не собирать, не называть ничего своим, но все иметь только общее, по заповедям святых отцов. После установления общежительного устава, захотел он убежать от славы человеческой и в незнакомых поселиться местах, чтобы безмолвно наедине трудиться для Бога. И однажды, никому ничего не сказав, ушел тайно из своей обители и направился в пустыню. Пройдя же около сорока поприщ, нашел благоугодное место близ реки Киржач и там поселился. Братия же, увидев себя оставленной, пребывали в великой скорби и смущении, словно овцы без пастыря, и прилежно искали его повсюду.

По прошествии же некоторого времени разведали, где он живет, и пришли к нему. И умоляли святого со слезами, чтобы возвратился в обитель, но он не захотел, возлюбив безмолвие и уединение. Из-за этого многие его ученики оставили лавру и с ним в пустыни той поселились. И вскоре монастырь и церковь во имя Пресвятой Богородицы воздвигли. Но братия великой лавры не мыслила жизни без отца и умоляли его, чтобы он возвратился к ним. А когда он отказался, пошли к преосвященному митрополиту Алексию, чтобы он послал к преподобному и повелел ему возвратиться. Блаженный же Алексий послал к нему двух архимандритов, моля его, чтобы он послушался и утешил братию возвращением своим, чтобы отяготившись без него, не разошлись и чтобы не опустело место святое. Преподобный же Сергий не мог ослушаться и возвратился в лавру на прежнее место. И утешилась братия.

Епископ Пермский, святой Стефан, великую любовь испытывал к преподобному. Как-то шел он из своей епископии в Москву по дороге, которая отстоит от Сергиева монастыря на пять поприщ или чуть больше. Поскольку он спешил попасть в город, то решил не заходить в обитель святого, но зайти к нему на обратном пути. Находясь же напротив монастыря, встал на колени и прочел молитвы: «Достойно есть» и обычную молитву. Поклонился преподобному Сергию и сказал: «Мир тебе, духовный брат». В этот момент преподобный Сергий находился на общей трапезе.

Уразумев духом поклонение епископа, тотчас же встал из-за стола и, немного постояв и молитву сотворив, поклонился также епископу, вдалеке от обители отстоявшему, и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою». Братья же чрезвычайно удивились и решили некоторые, что преподобный увидел видение. По окончании же трапезы спросили его, а он рассказал им: «В тот час епископ Стефан, идущий ко граду Москве. встал напротив нашего монастыря и поклонился Святой Троице и нас грешных благословил». Позже некоторым из его учеников стало известно, что именно так и было. И дивились дару прозорливости их отца, данному ему от Бога.

Процветала же обитель преподобного весьма добродетельными мужами, и многие из них из-за своих великих добродетелей были взяты в другие монастыри на игуменство, а иные даже на святительские престолы возведены. Все же они преуспели в добродетелях благодаря наставлениям и руководству совершенного учителя и искусного исполнителя заповедей Господних преподобного Сергия, который явился образцом для своего стада, равноангельское проходя житие. Еще живя во плоти, сподобился общению с бесплотными духами, ибо когда служил он Божественную литургию, ангел Господень сослужил ему, как свидетельствуют о том его ученики, Исаакий молчальник и Макарий, достоверные и в добродетелях совершенные мужи. Ибо они видели ангела Божия с преподобным Сергием в алтаре служащего, сияющего подобно солнцу, и ужасались, видя неизреченное величие его.

Блаженный митрополит Алексий, изнемогая от старости, видя приближающийся конец, призвал к себе преподобного Сергия и, взяв крест своей архиерейский, который на груди носил, золотом и каменьями драгоценными украшенный, подал преподобному. Он же, со смирением поклонившись, сказал: «Прости меня, владыко, ибо от юности не был златоносцем, в старости же еще более хочу в нищете пребывать». Архиерей же сказал: «Знаю, возлюбленный, что это так, но сотвори послушание и приими от нас подаваемое тебе благословение». И так своими руками крест на святого, словно некое обручение, возложил.

И сказал: «Да будет известно тебе, блаженный, ради чего призвал тебя и что хочу устроить. Управлял я Богом врученной мне Российской митрополиею, как Он хотел, а ныне вижу себя приближающимся к концу. Так как не знаю дня смерти моей, то желаю еще при жизни моей обрести мужа, который мог бы после смерти моей пасти стадо Христово. Не нахожу же никого, кроме тебя одного. Знаю же, что и великодержавные князья, и все люди мирские и духовные, все, до последнего, любят тебя и никого, кроме тебя, на митрополичий престол не потребуют поставить, поскольку ты достоин его. Сегодня же, преподобный приими сан епископский, а после моей кончины и престол приимешь».

Преподобный же, услышав эти слова, весьма оскорбился, поскольку считал себя недостойным такого сана. Но архиерею отвечал: «Прости меня, владыко, ибо выше моих сил хочешь возложить на меня бремя. Но этого не случится никогда. Кто я такой, грешный и худейший среди людей? Разве дерзну такого сана коснуться?» Блаженный же Алексий многократно убеждал святого, приводя примеры из Божественных Писаний, стараясь преклонить его волю, но любитель смирения не преклонился. Наконец отвечал: «Владыко святой, если не хочешь изгнать худость мою из этих пределов и от слуха твоего, никогда больше не говори мне об этом и не разрешай никому, да не постыдят меня такими словами, поскольку никто никогда не сможет обрести во мне на это изволения». Архиерей же, видя непреклонность святого, перестал говорить ему об этом, боясь, что устыдит преподобного, да не уйдет он в дальние страны и пустыни и да не лишится Москва такого светильника. Утешив же словами духовными, отпустил его с миром в монастырь.

Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской. Святой же, словно твердый адамант, пребывал непреклонным. Взошел же на престол некий архимандрит, именем Михаил, и дерзнул прежде посвящения облечься в одежду святительскую и белый клобук возложить на себя. Начал же на святого Сергия и на обитель его вооружаться, возомнил, что Сергий хочет пресечь его дерзновение, ища себе митрополии. Блаженный же, услышав похвальбу Михаила, сказал ученикам своим: «Михаил похваляется относительно обители нашей и нашей худости, но не получит желаемого, поскольку гордостью побежден, и не увидит города царского». И сбылось пророчество святого: когда плыл на корабле Михаил к Царюграду, впал в недуг телесный и скончался, а на престол был возведен Киприан.

В тот год попущением Божиим за грехи наши случилось нашествие нечестивого царя татарского Мамая на Российскую землю. И поэтому великого князя Димитрия, скорбящего, святой Сергий молитвою вооружил и о победе пророчествовал, сказав: «Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься». Великий же князь, на помощь Божию и на молитвы святого надеясь, пошел и, вступив в битву с татарами, победил их. Так что Мамай с малою дружиной едва убежал. Преподобный же, будучи прозорлив, видел то, что совершалось вдали. И, стоя с братиею на молитве в обители своей в то время, когда битва разразилась между христианами и татарами, возвестил, что в этот самый момент великий князь Дмитрий татар победил и тех христиан, которые во время битвы убиты были, по имени называл и приношение о них Богу приносил: все ему Богом открыто было. Князь же с торжеством с поля боя возвратившись, пришел в обитель к преподобному и благодарил святого, ибо он помог ему своими прилежными молитвами к Богу.

Стоял однажды блаженный отец ночью во время обычного своего правила перед иконою Пречистой Богоматери и, часто на икону взирая, говорил: «Пречистая Мать Христа моего, заступница и крепкая помощница рода человеческого, будь за нас недостойных ходатаицей, всегда моля Сына Своего и Бога нашего, да призрит Он на место святое, которое заложено в похвалу и честь Святого Имени Его во веки. Тебе, Мать Сладчайшего Христа, молитвеннице к Нему, как многое дерзновение стяжавшей, отдаем себя, рабы Твои, Ты всем нам спасение, упование и пристанище». Так молился и благодарственный канон, то есть акафист, Пречистой отпев, присел, чтобы немного отдохнуть. Ученику же своему Михею сказал: «Чадо, трезвись и бодрствуй, поскольку чудное и ужасное посещение в этот час должно произойти». Только святой промолвил это, как внезапно раздался голос: «Се Пречистая грядет!»

Святой же, услышав голос, быстро вышел из келий в сени, и вот свет великий, ярче солнечного, осиял святого, и увидели они Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, блистающих неизреченною светлостью. И увидев их, святой упал ниц, не в силах видеть зари этой нестерпимой. Пречистая же Своими руками коснулась святого, сказав: «Не ужасайся, избранник Мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молился, и об обители твоей. Не скорби, ибо отныне она всем будет изобиловать. Не только при жизни твоей, но и по смерти твоей неотступно буду заботиться об обители, все необходимое подавая ей неоскудно и сохраняя ее и покрывая». Сказав это, стала невидимой.

Святой же, словно в исступлении, был страхом великим и трепетом охвачен. И через некоторое время придя в чувство, нашел ученика своего лежащим от страха, словно мертвого, и поднял его. Он же, упав в ноги старцу, спросил: «Скажи мне, отче, ради Господа, что означает это чудесное видение? Поскольку дух мой едва не разлучился с плотью из-за этого блистающего видения». Святой же, радуясь душою, так что просияло лицо его от неизглаголанной той радости, не мог ничего другого сказать: «Потерпи, чадо, поскольку дух мой во мне трепещет от чудного видения». И стоял молча и дивился. Через некоторое же время сказал ученику своему: «Чадо, позови Исаакия и Симона». И когда они пришли, рассказал им по порядку, как видел Пречистую Богородицу с апостолами и что Она сказала ему. Услышав же это, исполнились они радости и веселия, и все вместе отпели молебен Богородице. Святой же всю ночь пребывал без сна, размышляя над милостивым посещением Пречистой Владычицы.

Служил как-то преподобный Божественную литургию, а ученик его Симон, о нем же мы прежде упоминали, совершенный в житии, был экклесиархом. И видел он огонь, ходящий по жертвеннику, и окружающий алтарь и служащего Сергия. И стоял святой, объятый огнем с головы до ног. Когда же наступило время причащения, огонь этот Божественный свился, словно плащаница, и вошел в святую чашу и им причастился достойный служитель, святой Сергий.

Всю свою долгую жизнь прожил преподобный в великом воздержании и трудах и много чудес сотворил и к глубокой старости подошел: исполнилось ему семьдесят восемь лет. Предуведав за полгода свое преставление к Богу, призвал братию и вручил старейшинство своему ученику Никону, который был еще довольно молод, но ум его сединою процвел, и всем своим житием подражал он учителю и наставнику своему Сергию. Этого Никона Сергий игуменом поставил, а сам начал безмолвствовать, в сентябре же впал в недуг телесный и, уразумев, что настало время окончательного к Богу отшествия, призвал и поучил братию. Благословение и прощение всем подал, а в самый час исхода причастился Святых Тайн. Так святую свою душу предал он в руки Божий.

Было же лицо его светлым, не как у мертвеца, а как у спящего человека, а это известное знамение его душевной светлости и мздовоздаяния от Бога. И положено честное тело его в обители, в которой он добро подвизался. После прошествия тридцати лет были обретены мощи его целыми и нетленными, и к одеждам его не прикоснулось тление: благоухание же неизреченное исходило и многие исцеления болящим подавались. Но и доныне от честного его ковчега, словно от источника, истекают исцеления всем с верою притекающим. Как при жизни, так и после преставления, великий этот чудотворец великие и неисчетные творит чудеса во славу Христа нашего Бога, ему же честь и благодарение вовеки, аминь.


Икона Святого преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский, игумен

В переводе с латинского, имя Сергий означает — «высокий, высокочтимый».

Молитва Святому преподобному Сергию Радонежскому защитит Вас от любых жизненных проблем. Cвятого просят защитить детей от неудач в учебе, о помощи в обретении смирения и укрощении гордыни.

Обращение к иконе преподобного Сергия помогает в судебных делах и он защитит Вас от судебных ошибок.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Сергие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Дни памяти: 20 июля

Преподобный Сергий Радонежский (икона в деревянной раме)


Икона cвятого преподобного Сергия Радонежского

Деревянная доска 31х27 см, левкас, темпера, золочение нимба.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 25 сентября (8 октября) в день преставления.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 5 июля (18 июля) в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 23 мая (5 июня) - вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Память святого Преподобного Сергия Радонежского празднуется 6 июля (19 июля) - вместе с Собором Радонежских святых

Молитвенная традиция: Cвятого преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению. Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

К молитвам преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого преподобного Сергия Радонежского можно прибегать в любой беде и в любом затруднении.

Также святого преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.

Читайте далее:

  • О Соборе Радонежских святых.
  • О явлении Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворцу.
  • Иконография святого преподобного Сергия Радонежского.
  • Молитвы преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу.
  • Тропарь преподобным Сергию и Никону Радонежским.
  • Величание явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.

О Соборе Радонежских святых

Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который, кроме преподобного Сергия Радонежского, входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители, сложился на протяжении XIV-XX веков.

Собор Радонежских святых был установлен в середине XVII века. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был составлен и напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Написание иконы Собора Радонежских святых также относится к тому же времени.

Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета. В 1843 году наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение лавры — Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия Радонежского 5 июля (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба преподобным отцам нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании».

Напомним, обретение мощей преподобного Сергия Радонежского совершилось 5 июля (18 июля по новому стилю) 1422 г. при преподобном игумене Никоне во время строительства нового храма во имя живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года. Перед началом строительства преподобный Сергий Радонежский явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот когда рыли рвы для фундамента собора, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного Сергия Радонежского были невредимыми, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении народа, в присутствии сына Дмитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Дмитриевича, святые мощи преподобного Сергия Радонежского были изнесены из земли. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где они пребывают доныне.

11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь Обретения мощей преподобного Сергия Радонежского — 19 июля.

19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.

Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий пред иконой Божией Матери пел акафист и, взирая на Ее икону, так Ей молился: “О Пречистая Мати Христа моего, Заступница и Крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся о нас недостойных Сыну Твоему и Богу нашему! Умоли Его, да призрит на святую обитель сию, собранную в похвалу и честь святому имени Его во веки. Тебя, Матерь Сладкого мне Христа, Молитвенницу, призываю, многое дерзновение к Нему стяжавшую, как общее всем упокоение и пристанище”. Совершив обычное правило, сел он немного отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, по имени Михею: “Бодрствуй, чадо, ибо мы будем иметь чудное посещение”. Едва произнес он эти слова, как услышан был глас: “Пречистая грядет”. Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно осиял его великий свет, паче солнечного: он увидел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном, в неизреченной славе блистающую. Не в силах будучи вынести чудного света, преподобный Сергий пал на землю, но Преблагословенная Матерь прикоснулась к нему и одушевила его благодатным словом: “Не бойся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышала твою молитву. Не скорби более об учениках своих и о месте сем. Молитва твоя услышана: отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только во дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу не отступна буду от обители твоей, неоскудно подавая ей все потребное и покрывая ее в нуждах”. Сказав сие, Пресвятая Богородица стала невидима. Преподобный Сергий оставался в некоем неизреченном восхищении и, едва мало-помалу пришед в себя, нашел ученика своего, от страха лежащего, как мертвый, и поднял его. Михей, бросившись к ногам старца, вопрошал: “Скажи мне отче, что было за чудесное сие видение? Ибо душа моя от ужаса едва не разрешилась от тела!” Но преподобный Сергий не мог еще говорить от движения духа; только лицо его светилось радостью. “Погоди немного, — сказал он ученику своему, — доколе успокоится дух мой от чудного видения”. По кратком времени приказал он призвать двух благоговейных мужей из братии, Исаакия и Симона, и возвестил им общую радость и надежду. Все вместе совершили они молебное пение Богоматери. Преподобный же Сергий всю ночь провел без сна, внимая умом божественному видению, размышляя о милости небесной.

Это явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию, бывшее в 1385 году, в пятницу рождественского поста, изображено на особенной иконе, которая устроена из верхней гробовой доски преподобного, как свидетельствует о том надпись на задней стороне иконы. Икона эта складная. На средней доске изображено явление Богоматери с двумя апостолами; на боковых досках изображены: на одной преподобный Сергий, а на другой преподобный Никон.

В 1446 году великий князь Василий Васильевич, будучи захвачен в Сергиевой лавре войсками Димитрия Шемяки и князем Иваном Можайским, заперся в храме Святой Троицы. Услышав, что его ищут, он отпер южные двери, взял икону, явление Божией Матери с апостолами преподобному Сергию, и встретил князя Ивана в дверях церковных, говоря: “Брат! Мы целовали животворящий крест и сию икону, чтобы нам не мыслить зла друг на друга”. Князь Иван дал обещание не делать ему зла. Тогда великий князь поставил икону на прежнее место.

Царь Алексей Михайлович брал сию икону в польский поход в 1657 году и по возвращении в 1659 году исповедал свою благодарность, приказав написать на самом образе, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению святых чудотворцев Сергия и Никона Бог даровал ему победу над королем польским и предал в его руки Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году сей образ был послан в стан русский к графу Шереметеву и находился во всех походах войны с Карлом XII, королем шведским.

В честь явления Божией Матери преподобному Сергию устроен храм в 1732 году в Сергиевой лавре. В память сего чудесного и радостного для обители явления совершается каждую субботу молебное пение пред сею иконою на том самом месте, где оно было.

В 1812 году митрополитом Платоном послан образ был императору Александру I и вручен московскому ополчению. По изгнании врагов из России образ возвращен на место.

Празднество иконе установлено 24 августа (по ст. стилю).

Иконография святого преподобного Сергия Радонежского

Святого Сергия Радонежского изображают в соотвествии с каноном для преподобных. "Святитель, сед, риза крестчатая, налево иноки в черных клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый", - говорится о преподобном Сергии Радонежском в Лицевых святцах ХVII века. Никольского единоверческого монастыря в Москве. Иконописный подлинник. - М. 1997.

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, не-дугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, бла-годелающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержи-

телева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благо-утробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь пред-стоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва четвертая преподобному Сергию Радонежскому, Чудотворцу

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо бла-гопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобным Сергию и Никону, Радонежским

Тропарь, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, Тройческим светом озаряете сердца верных, сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, вся бо демонския скверны отгнавше отсюду вашими чистыми учении и делы, добре упасосте стадо, собранное вами, но и ныне молим вас: посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице, Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога да спасет души наша.

Тропарь явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4

В преславнем явлении Твоем, Дево Богородице, припаде к стопам Твоим преподобный авва Сергий и мольбу о святей обители изрядно сотвори, да Твоим Матерним ко Христу предстательством усердно присно ходатайствуеши о всех под священный покров Твой прибегающих, просящи нам оставления грехов и велия милости.

Величание явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим явление Твое, имже точиши обетование покрывати присно место сие.


иконы святых покровителей

Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа.

Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.

Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского. Спиридона Тримифунтского. Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.

Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена. княгиня Ольга. благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.

Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона. или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана. Кира и Иоанна.

Иконы святых покровителей. их лики, удивительные, светлые сопровождают духовную и мирскую жизнь каждого православного христианина. И когда нам необходима высочайшая помощь самого Господа, а нам кажется, что молитва наша не полна или не сильна, за молитвенной помощью и заступничеством мы обращаемся к ним и, стоя перед иконами святых – покровителей целителей, мучеников, равноапостольных и преподобных, просим их донести моления наши до самого Его Престола.


Центральная Россия (903) 743-3248

Белгород, Брянск, Владимир, Воронеж, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Обнинск, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль

Северо-Запад России (903) 743-3248

Санкт-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Выборг, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Сыктывкар, Череповец

Поволжье России (903) 743-3248

Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров (Поволжье), Набережные Челны, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары

Сибирь (903) 743-3248

Абакан, Барнаул, Бийск, Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Чита

Юг России (903) 743-3248

Анапа, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Грозный, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Назрань, Нальчик, Новороссийск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Туапсе, Черкесск, Элиста

Дальний Восток (903) 743-3248

Благовещенск (Амурская обл.), Владивосток, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск

Урал (903) 743-3248

Екатеринбург, Курган, Магнитогорск, Нижневартовск, Салехард, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск

Владивосток, Казань, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск, Орёл


Источники: http://www.vidania.ru/sergiiradonezsky.html, http://iconochka.com.ua/shop/sergiy, http://www.iconworld.ru/products/112, http://iconkuznetsov.ru/?sid=358&did=83, http://www.ikonu.ru/imennie/catalog/?catalog=1&name=30
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
икона святого сергея